ТРУДИЛИСЬ НАРАВНЕ С ВЗРОСЛЫМИ

Играй­те же, дети,

рас­ти­те на воле!

На то вам и красное

дет­ство дано

Н.А. Некра­сов

После ухо­да муж­чин на вой­ну все труд­но­сти тыло­вой жиз­ни лег­ли на пле­чи жен­щин, ста­ри­ков и детей. Тем, чьё дет­ство выпа­ло на воен­ное лихо­ле­тье, при­шлось осо­бен­но неслад­ко – зача­стую они рабо­та­ли наравне с взрос­лы­ми, и спрос за резуль­та­ты тру­да был такой же.

Когда нача­лась Вели­кая Оте­че­ствен­ная вой­на, для кабыр­зин­ской шко­лы тоже наста­ли непро­стые вре­ме­на – жить и рабо­тать в тылу было очень труд­но. Еди­ным для всех людей стал лозунг: «Всё для фрон­та, всё для побе­ды над вра­гом!». Шко­ла тогда была семи­лет­ней. Из стар­ше­класс­ни­ков орга­ни­зо­ва­ли бри­га­ду, их часто сни­ма­ли с уро­ков и бра­ли на лесо­за­го­тов­ку. Ран­ним утром все соби­ра­лись без опоз­да­ний в пунк­те выда­чи инстру­мен­тов. А мастер-дед учил ребят, как надо пилить, куда валить лес, выда­вал инстру­мен­ты для рабо­ты – дву­руч­ную пилу, топор или луч­ко­вую пилу. Бри­га­ди­ру дава­ли нор­му по заго­тов­ке на день, кото­рую «кровь из носа», но выпол­ни. Полу­сон­ные маль­чиш­ки и дев­чон­ки шли пеш­ком несколь­ко кило­мет­ров на выде­лен­ную деля­ну. Рядом со школь­ни­ка­ми шли две-три лоша­ди с повоз­ка­ми. Но у ребят не было и в мыс­лях, что­бы сесть, ведь все зна­ли, что этим лошад­кам ещё тру­дить­ся и трудиться.

Лес заго­тав­ли­ва­ли на горе око­ло посёл­ка, как его тогда назы­ва­ли, 8 Мар­та. Кто был посиль­нее, под­ни­мал­ся наверх горы, кто пилил лес, кто обру­бал суч­ки. Когда раз­да­вал­ся сиг­нал: «Бой­ся!», все друж­но ухо­ди­ли в сто­ро­ну от спи­лен­но­го дере­ва, а потом рабо­та про­дол­жа­лась даль­ше. Гото­вые брёв­на ска­ты­ва­ли вниз и гру­зи­ли. Если не было сил, то кри­ча­ли наверх – кто посиль­нее спус­ка­лись и все друж­но загру­жа­ли лес на под­во­ду. В день гру­зи­ли две-три под­во­ды. Вече­ром соби­ра­лись вни­зу – устав­шие, измож­дён­ные, но уве­рен­ные в том, что они, как мог­ли, при­бли­жа­ли Побе­ду в меру сво­их сил. Лес­пром­хоз по празд­ни­кам пре­ми­ро­вал всех работ­ни­ков. Это были самые счаст­ли­вые момен­ты, когда дети при­но­си­ли домой сахар кусоч­ка­ми и пряники.

С пер­вых дней вой­ны у ребят было огром­ное жела­ние помочь фрон­ту. Поэто­му они ходи­ли за яго­да­ми и гри­ба­ми, соби­ра­ли тра­вы, поли­ва­ли и поло­ли кол­хоз­ные ово­щи, помо­га­ли мате­рям на кол­хоз­ном подво­рье, коси­ли и суши­ли сено, на поко­сах наравне с взрос­лы­ми пере­во­зи­ли коп­ны на лоша­дях. И за живот­ны­ми тоже уха­жи­ва­ли дети.

Сол­да­там на фрон­те тре­бо­ва­лась махор­ка. На кол­хоз­ном поле был уча­сток, кото­рый обра­ба­ты­ва­ла бри­га­да из млад­ших школь­ни­ков. Ребят­ня эту рабо­ту не люби­ла: нады­шишь­ся таба­ком – потом голо­ва болит. Стар­ший по бри­га­де посто­ян­но смот­рел за малы­ша­ми: не упал ли кто, одур­ма­нен­ный запа­хом. Если кто-то падал меж­ду гря­док, его отно­си­ли подаль­ше от таба­ка, да опять за прополку.

В шко­ле про­во­ди­ли акцию «Помощь фрон­ту», и все ребя­та ста­ра­лись в ней участ­во­вать. Дев­чон­ки для бой­цов вяза­ли вареж­ки, часто из раз­ных ниток, ведь оди­на­ко­вых не было. В кол­хо­зе «Кар­чит» был неболь­шой сви­но­ком­плекс. Жен­щи­ны соли­ли сало и к празд­ни­кам все­гда ста­ра­лись собрать две-три посыл­ки на фронт. На школь­ном ого­ро­де выра­щи­ва­ли капу­сту и огур­цы. Всё это соли­ли в боль­ших дере­вян­ных чанах. А затем отправ­ля­ли в город Ста­линск для рабо­чих сто­ло­вых и гос­пи­та­ля. В Кабыр­зе была мастер­ская, где изго­тав­ли­ва­ли бол­ван­ки для вин­то­вок. Маль­чиш­ки после уро­ков бега­ли помо­гать масте­ру шли­фо­вать, а с 1941 года дела­ли заго­тов­ки для лыж и отправ­ля­ли их на фронт.

Летом дети ста­но­ви­лись кор­миль­ца­ми в семье – соби­ра­ли яго­ду, черем­шу, кра­пи­ву, щавель, луго­вой лук (его ещё назы­ва­ли сли­зун), ели «куч­ку». Щавель был неза­ме­ним – из него пек­ли вкус­ны пиро­ги, вари­ли щи, да и про­сто так поесть эти кис­лень­кие листья было при­ят­но. Люби­ли медун­ки (цвет­ки меду­ни­цы) есть. Копа­ли луко­ви­цы саран­ки и кор­ни солод­ки. Ели кореш­ки с удо­воль­стви­ем, хотя они при­но­си­ли непри­ят­но­сти детям. Нае­дят­ся вдо­воль, а к утру все опух­нут – так на поч­ки дей­ство­ва­ла солод­ка. Мать потом неде­лю запре­ща­ла её есть. Ни одна семья не сиде­ла дома, все зани­ма­лись делом – пас­ли телят, ого­ро­ды поло­ли и паха­ли, хлеб уби­ра­ли, сено­ко­сом зани­ма­лись. Да мало ли дел на селе!

Школь­ни­ки при­сту­па­ли к заня­ти­ям толь­ко 1 октяб­ря, а весь сен­тябрь рабо­та­ли на кол­хоз­ных полях, уби­ра­ли кар­то­фель, капусту.

Учеб­ни­ков тогда было мало. Зача­стую, если несколь­ко чело­век жили рядом, им выда­ва­ли один учеб­ник. Они соби­ра­лись у кого-то дома и чита­ли, дела­ли домаш­ние зада­ния. Тет­ра­дей было и того мень­ше – дети писа­ли на газе­тах и на ста­рых кви­тан­ци­ях. Чер­ни­ла­ми слу­жи­ла сажа из печи, кото­рую раз­во­ди­ли водой.

Боль­шая часть тру­же­ни­ков тыла была детьми. Несмот­ря на свой воз­раст, они тру­ди­лись наравне с взрос­лы­ми и не жало­ва­лись на труд­но­сти. Их само­от­вер­жен­ный труд – хоро­ший при­мер для сего­дняш­ней молодёжи.

Под­го­то­ви­ла Т.Б. Митракова

Исполь­зо­ва­ны вос­по­ми­на­ния Б.В. Крюкова, 

Р.М. Судо­ча­ко­вой, Л.И. Неуны­ва­х­и­ной и све­де­ния из музея школы 

№ 26 п. Усть-Кабырза

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

1

Оставьте комментарий

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: